Интервью директора «Status Lingua» Виталины Яковлевны Лехциер журналу «Деловой квартал» (рубрика «Поединок лидеров в бизнесе»)
1. В родном городе вы считаетесь успешным бизнесменом, ваша компания генерирует стабильный free cash flow, который вас более чем устраивает. Вы дорожите своей размеренной, стабильной жизнью. Но ваш директор по маркетингу сеет в вас зерна сомнения, говоря, что благополучие бизнеса - мираж, оно исчезнет с приходом федералов. Он убеждает вас самому двигаться в регионы, стремясь стать федеральной компанией. Эта стратегия означает для вас конец спокойной жизни: нужно структурировать и масштабировать бизнес, находить ресурсы для развития (скорее всего, заемные). Вы понимаете, что не находите в себе энергии для всего этого. Что вы будете делать?
- Прежде всего, я, разумеется, выслушаю аргументы маркетологов. Тут очень важно отличить реальный прогноз, основанный на серьезных аналитических выкладках, от, простите, профессионального невроза, чувства вечного беспокойства, честно заработанного на полях конкурентной борьбы. Как ни странно, федералов мы не боимся. Не только потому, что сфера образовательных услуг пока малопривлекательна для настоящей федеральной экспансии. Но и потому что любая федеральная образовательная компания будет опираться на местные ресурсы, местные педагогические кадры, а здесь мы чувствуем себя, как рыба в воде. Доступ же к самым современным и аутентичным методическим комплексам, технологиям, как и возможность приглашения носителей иностранного языка, слава богу, уже давно реальны не только для федералов, но и для регионов. Однако, безусловно, размеренность и стабильность любого бизнеса прямо пропорциональны постоянным инновациям и наращиванию ресурсов развития. Поэтому, если в тревоге директора по маркетингу будут содержаться убедительные доводы, я бы сначала подумала об открытии дополнительных филиалов нашего центра в родном городе.
2. Вам предлагают купить франшизу известного бренда, который вы привыкли воспринимать как конкурента вашей собственной компании, выращенной вами лично. Скорее всего, заработаете вы больше, чем на собственной торговой марке, к тому же есть возможность стать мастер-франчайзи, продавая заемный бренд дальше. Но тогда о лаврах "человека-бренда" придется забыть. Что вы предпочтете?
- Если это предложение поступает от владельцев известного бренда, то, как минимум, в нем прочитывается профессиональное признание достижений вашей компании и заслуг ее руководителя. Поэтому оно лестно. Если же речь идет о существенно большем доходе и уменьшении конкуренции, вы действительно можете убить сразу двух зайцев. Не говоря уже о возможности гарантированной продажи раскрученного бренда. Однако же я поступлю прямо противоположенным способом! И дело не в лаврах "человека-бренда", которые, кстати сказать, по ощущениям скорее напоминают тернии, а в специфике того образовательного бизнеса, которым я занимаюсь. Франшиза хороша только для унифицирующих сфер бизнеса, например, для автомобилестроения или пищевой промышленности. Но интеллектуальное производство - это не Мак Дональдс. Поэтому купить франшизу известного бренда в нашем случае - значит принять и другую философию образования, включающую иные методические стандарты, взгляды на учебный процесс, его участников, критерии качества и т.д. А это как раз то - к чему идешь годами, что считаешь своим в собственном смысле слова "делом" и что невозможно поменять, как кредитную карточку или марку автомобиля. Да и прагматические аргументы тут очевидны: набравшая силу и стабильно развивающаяся собственная марка, растущая клиентская база, авторитет в профессиональном сообществе, свобода маневра в конечном итоге окажутся гораздо прибыльней, чем краткосрочная и рискованная выгода от покупки франшизы чужого бренда.
3. Вы один из двух равноправных соучредителей компании. Ваш партнер затевает с вами серьезный разговор и предлагает создать "запасной парашют" на случай, если государство после выборов пойдет по мобилизационному пути развития и начнет "затаскивать" сильные частные компании в создающуюся госкорпорацию. Вы и сами думали о том, чтобы вывести часть активов за рубеж. Но ваш партнер настаивает, что нужно распродавать все подчистую, а это означает конец ваших планов по созданию филиалов в ближайших городах. Как вы будете отстаивать вашу точку зрения?
- Разногласия с соучредителями компании - всегда болезненный момент в жизни компании и собственной профессиональной биографии. Но если разногласия сводятся к тому, что ваш партнер по тем или иным причинам просто не видит никаких перспектив дальнейшего развития компании и предлагает ее продать, а для вас эти перспективы более чем очевидны, тогда вы не должны удерживать такого партнера от возможности построить свое финансовое счастье где-нибудь в другом месте и с другими собратьями. Мы всегда найдем себе нишу, которую по определению не смогут занять образовательные госкорпорации в силу своей громоздкости, неповоротливости и коррумпированности. Частные образовательные компании в отличие от государственных вузов не связаны по рукам и ногам печально известными госстандартами, но, наоборот, обладают большей гибкостью, возможностью создавать эксклюзивные программы, экспериментировать, реально учитывать потребности рынка, соответствовать международным критериям качества, в частности, в преподавании иностранного языка. Однако, понимая наши национальные особенности взаимоотношения государства и бизнеса, "запасной парашют" для более мягкого приземления на всякий "пожарно-административный" случай иметь все-таки нужно.